20 октября 2017 года на базе государственного учреждения образования «Гимназия №51 г.Гомеля»

прошел областной семинар «Использование педагогических техник и приемов в формировании математических компетенций учащихся на I ступени общего среднего образования» для методистов учебно-методических кабинетов отделов образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, курирующих начальное образование, заместителей директоров по учебной работе, учителей начальных классов учреждений общего среднего образования.

В приветственном слове заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия №51 г.Гомеля» Анисовец Лариса Алексеевна рассказала о роли предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов в формировании и развитии учебно-познавательных компетенций младших школьников. Девиз гимназии – «Интеллект. Творчество. Здоровье». По каждому из направлений в гимназии ведётся систематическая работа – так создаются условия для раскрытия и развития  способностей и дарований учащихся с целью их последующей реализации.  Для учащихся I – IV классов проводится круглогодичная олимпиада «Перспектива» с целью выявления и поддержки одарённых учащихся I – IV классов. Олимпиада проходит в несколько этапов:

  • I класс – по учебным предметам «Математика», «Русский язык» в один этап (май)

•        II класс – по предметам «Математика», «Русский язык» в два этапа (декабрь, май)

•        III класс – по  предметам «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык» в три этапа (декабрь, март, май)

•        IV класс – по   предметам «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Английский язык» в четыре  этапа (октябрь, декабрь, февраль, апрель).

         Традиционно в январе проходит гимназический конкурс исследовательских работ «Я - исследователь» для учащихся II-IV классов. Победители гимназического этапа участвуют в районном и городском этапах конкурса. Учащиеся III-IV классов принимают активное участие в городской олимпиаде по математике «Турнире четырёх», инициированном учителем математики гимназии Струком А.Н. Также для учащихся IV класов проводится гимназический конкурс «Математический олимп». Помимо олимпиад младшие школьники принимают участие в областных интеллектуальных конкурсах. С целью поддержки и развития умственного потенциала учащихся гимназии с 2007 года в гимназии реализуется проект «Интеллектуальные родительские субботы». Начиная со II класса учащиеся принимают участие в премьер-лиге гимназического чемпионата игр «Что? Где? Когда?». Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащиеся посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным учебным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Так, учащиеся гимназии, начиная уже с I класса, активно участвуют в многочисленных олимпиадах и конкурсах «МетаШкола» (г. Санкт-Петербург).

Участники семинара познакомились с опытом работы учителя начальных классов квалификационной категории «учитель-методист» Прокопенко Ирины Евгеньевны по теме «Формирование математических компетенций учащихся на I ступени общего среднего образования посредством использования опорного конспекта». Многолетняя работа (с 1995 г.) с опорным конспектом позволила учителю создать свои схемы, таблицы, алгоритмы по всему учебному материалу программы I-IV классов и переросла в авторскую систему. Она придаёт сложному материалу форму, доступную для понимания учащимся с учётом их индивидуальных возможностей. А многократное обращение к опорному конспекту даёт возможность учащимся направлять своё внимание не на запоминание, а на суть материала. Формирование логико-аналитической компетенции происходит через умение учащихся анализировать и структурировать математическую информацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, осуществлять поиск решения задачи и интерпретировать полученные результаты. Учащимся необходимо научиться самостоятельно и осознанно выполнять все эти мыслительные операции, а для этого у них должна быть опора.

Формирование вычислительных компетенций происходит на основе выполнения арифметических действий над числами и числовыми значениями величин и направлено на усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Осознанных и прочных навыков вычислений можно добиться посредством опор, которые представлены в конспекте.

База для вычислительных навыков закладывается с первого класса, когда учащиеся знакомятся с числом и его составом. Первоклассникам нужно до автоматизма усвоить, из каких слагаемых состоит каждое число первого десятка. 

Основным средством формирования конструктивно-измерительных компетенций является накопление опыта по распознаванию и построению геометрических фигур, схематических и графических моделей, по измерению величин с помощью специальных инструментов. Сформированность данной компетенции тесно связана не только с умением распознавать и чертить геометрические фигуры по длинам их сторон, но и находить периметр и площадь этих фигур.

Для формирования математических компетенций опорный конспект может быть использован на любом этапе урока математики. Также опорный конспект используется учащимися при выполнении домашнего задания. Наблюдения педагога показывают, что использование опорного конспекта на уроках математики даёт возможность учащимся легко вспоминать и воспроизводить учебный материал, у них пропадает скованность, повышается мотивация, заинтересованность, что приводит к успеху. Для учащихся с трудностями в обучении опорный конспект является действительно опорой, так как способствует пониманию и осмыслению учебного материала. Следовательно, создаются все условия для формирования предметных компетенций учащихся в соответствии с учебной программой.

В рамках программы семинара опытом работы по теме «Обучающие структуры сингапурской методики как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках математики на I ступени общего среднего образования» поделился учитель начальных классов гимназии №51 г.Гомеля Ткаченко Оксана Леонидовна. Данная методика основана на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур для классбилдинга (объединение класса), так и для тимбилдинга (объединение команды) и т. д. Практика показывает, что данная методика развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить. Учащиеся сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда (партнёрство «по плечу» и «по лицу»). Команды получают задания и довольно шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Работа в парах или группах, дает возможность ученику научить своего товарища тому, что знает сам, получить в случае необходимости консультацию, высказать свою точку зрения, сформировать позитивное отношение к изучаемому предмету. Скучающих на таком уроке не бывает. По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Учителя начальных классов гимназии провели открытые уроки для участников семинара с использованием опорного конспекта и сингапурской методики.

В рамках семинара доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Гин провела мастер-класс по теме «Использование исследовательских и творческих заданий в процессе обучения по программе факультативных занятий “Математическая радуга”».
(Фотографии мероприятия можно посмотреть здесь)