11-12 мая 2017 cостоялся республиканский семинар

Республиканский семинар "Организационно-педагогические условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования"

11 – 12 мая 2017 года с целью повышения методического и методологического уровняспециалистов системы образования в области организации деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования на базе ГУО «Гомельский областной институт развития образования», «Речицкий районный лицей» состоялся республиканский семинар «Организационно-педагогические условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования».

В его работе приняли участие Сенченко Елена Николаевна, главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь, Порошин Сергей Иванович, начальник управления образования Гомельского областного исполнительного комитета, представители БГУ, Лицея БГУ,Академии последипломного образования,учреждений высшего образования Республики Беларусь, региональных институтов развития образования, учреждений общего среднего образования республики.

В Гомельской области сложилась определенная  система подготовки учащихся к результативному участию в научно-практических конференциях, конкурсах работ исследовательского характера.  К достижению стабильно положительного результата учреждения образования  области шли на протяжении ряда лет.

До начала семинара участники могли ознакомиться с экспозициями Музея истории образования Гомельской области и выставкой, рассказывающей об особенностях подготовки к исследовательской деятельности учащихся в Гомельской области.

ГУО «Ясли-сад №1 г.Ельска» представило Академию дошкольных наук «Всезнайка». На базе учреждения действуют кафедры «Изучения космоса», «Изучения обитателей земли», «Лабораторных исследований». На Республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я - исследователь» в номинации «Бюро находок» работа Миколоса Романа, воспитанника ясли-сада №11 г.Ельска, «Из чего можно изготовить чернила?» награждена Дипломом I степени Министерства образования.

Учреждениями общего среднего образования были представлены: ГУО «Гомельская Ирининская гимназия», которое проводит научно-практическую  конференцию «Ирининские чтения»; ГУО «Гимназия №10 г.Гомеля» – открытую конференцию исследовательских работ учащихся «Свободный выбор»; ГУО «Гимназия №36 г.Гомеля имени И.И.Мележа» – «Мележевские чтения»; ГУО «Гимназия №56 г.Гомеля» – «Скорининские чтения»; ГУО «Гимназия №58 г.Гомеля имени Ф.П.Гааза» – открытые научные ученические чтения «Гаазовские Чтения», ГУО «Средняя школа №8 г.Гомеля» – научно-практическую конференцию учащихся по социально-гуманитарному и естественнонаучному направлениям «Поиск».

Открыла семинар в Гомельском областном институте развития образования Сенченко Е.Н., актуализировав тему и задачи. С системой образования Гомельской области всех участников семинара познакомилПорошин С.И. В ходе пленарного заседания были обсуждены концептуальные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся. Так, Б.В.Задворный, заместитель декана факультета прикладной математики и информатики  Белорусского  государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент, ознакомил участников семинара с мировыми тенденциями в сфере нетрадиционных форм обучения, системой мероприятий, а также методическими (методологическими) особенностямиорганизации исследовательской деятельности учащихся;Л.Г.Маркович, заведующий кафедрой физики Лицея БГУ,и В.В.Жилко, доцент физического факультета Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, ознакомили сособенностями подготовки к региональным, республиканским и международнымконференциям и турнирам. Особый интерес вызвало Выступление Марковича Л.Г., который на конкретных примерах показал, как можно вызвать интерес к исследованию, мотивацию к исследовательской деятельности по физике и создать условия для формирования исследовательской культуры у учащихся, продемонстрировав несколько физических явлений.

В ходе выступлений была высказана мысль, одобренная всеми участниками, о том, что учебное исследование в учреждении общего среднего образования невозможно осуществить на высоком содержательном уровне без поддержки преподавателей высшей школы. В Гомельском государственном университете имени Ф.Скорины в течение многих лет проводится научно-практическая конференция «Школа – вуз», в последнее время получившая новый вектор развития: школа-университет-предприятие. Роль классического университета в организации и сопровождении исследовательской деятельности в образовательной системе «школа-университет-предприятие» в своём выступлении обозначил декан факультета довузовской подготовки и обучения иностранных студентов ГГУ имени Ф.Скорины Васильев Александр Фёдорович, доктор физико-математических наук. Завершила пленарную часть семинара Пролиско Татьяна Сергеевна, начальник центра инновационного развития образовательной практики ГУО «Минский областной институт развития образования», рассказав о региональной модели подготовки педагогов и учащихся в Минской области.

         Семинар продолжил свою работу в 2-х секциях.Секция 1 –Механизмы повышения квалификации по освоению педагогами технологии организации деятельности исследовательского характера с учащимися.Секция 2 –Работа педагога по организации деятельности исследовательского характера с учащимися (Методические и методологические особенности и условия деятельности исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования).

Во время работы секций представители Академии последипломного образования, институтов развития образования, учреждений высшего образования, учреждений дошкольного и общего среднего образования республики поделились опытом организации работы с высокомотивированными и одаренными детьми. 

Оживленная дискуссия сопровождала каждое из выступлений. Обсуждались следующие вопросы: с какого возраста дети способны заниматься исследованием и когда необходимо начинать подготовку; где можно черпать идеи для определения темы исследований; какова специфика исследований, проводимых в рамках точных наук и гуманитарных; в чем состоят типичные ошибки юных исследователей; нужно ли унифицировать требования к проведению исследования, оформлению результатов, подаче заявок на республиканский конкурс работ исследовательского характера в различных предметных секциях и др.

Второй день семинара прошел на базе ГУО «Речицкий районный лицей». Представляя педагогические и ученические коллективы лицея, начальник отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома Деменчук А.В. отметил, что лицей является лучшим учреждением образования района и одним из лучших в области, обратил внимание на особую атмосферу взаимопонимания, присущую только Речицкому лицею, поблагодарил руководство, педагогов и учащихся за работу и учебу.

Образовательное пространство лицея и опыт работы педагогического коллектива представила  директор лицеяПеткун И.Я., Кучер Э.В., заместитель директора лицея по учебно-методической работе, рассказала об организации работы Научного общества лицеистов «Фотон». Правительство самоуправления и его лидер Шпакова Дарья, она же является главой научного общества лицеистов «Фотон»,ответили на вопросы участников семинара, предложили ответить на ряд подготовленных ребятами вопросов самих участников семинара, а также представили защиту исследовательских работ по китайскому языку.

Учителя лицея поделились опытом работы по организации интеллектуальных конкурсов и турниров юных математиков (лицеисты стали обладателями Диплома III степени областного турнира юных математиков в 2017 году) и юных химиков (Диплом I степени в 2017 году), подготовка к которым начинается с формирования исследовательской культуры посредством проведения ежемесячных Дней различных стран: Китая, Японии, Украины, России, Индии, Франции и др.

Для их проведения ребята должны изучить особенности национальной культуры, кухни, одежды, отдыха, достопримечательности; приготовить блюда; представить страну в ходе праздничного вечера. А для этого найти источники информации, изучить их содержание, отобрать только важное, существенное, придумать интересное представление полученной информации, быть убедительными и т.д.Пользуясь случаем, ребята пригласили принять участие в виртуальной экскурсии по Беларуси, завершающей цикл вечеров 20 мая.

Подводя итоги, Сенченко Е.Н. отметила высокий содержательный и организационный уровень семинара, предложила издать сборник материалов.

Просмотреть и скачать фотографии можно по ссылке.